Кукла из соломы

Эту куклу в народе называют «стригушка». Раньше таких кукол делали на селе детям для игры. А сейчас куклы из соломы, сделанные умелыми руками игрушечных мастеров, - прекрасные сувениры. Соломенные куклы хранятся в Музее игрушки.

Солома… А как же получается из нее кукла? Сначала солому восковой спелости сушат 4-5 дней на солнце. Она становится светлой и блестящей. Но солома должна быть еще мягкой и гибкой. Для этого ее вымачивают в воде комнатной температуры 5-6 часов. Каждую соломинку при этом тщательно очищают от листочков. И только после этого она становится пригодной для работы. Тут уж мастерам раздолье: вяжи, плети, закручивай…(прил.3)

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.

Кукла "Купавка". На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка»,иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.



Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

Панка – деревянная кукла поморов.

Панка одна из редких деревянных кукол русских поморов. Вырезанная изцельного куска дерева, статичная мрачноватая и выразительная фигурка,напоминающая языческих идолов, своим происхождением связана с дохристианскими верованиями древних славян. В северных русских деревнях панка сохранилась до начала XX века уже как детская игровая кукла.

Цельность, нерасчлененность массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек, изображавших людей, зверей и птиц. В них легко угадывается прототип – древних идолов (чуров), широко распространенных в дохристианские времена. Идолы были частью ритуалов аграрной и охотничьей магии, однако с угасанием традиций сохранили архаичную форму. Для их изготовления брался небольшой чурбанчик (березовый или сосновый) и выдерживался в тепле (но только не в печи) 10 дней, затем с него убирали сучки, обтесывали, добиваясь гладкой поверхности, далее вырезали тело, голову, руки, одежду.(прил.4)

Куклы для детей и ручная работа: изготовление этих игрушек корнями уходит в далекую древность. Деды, отцы, братья делали для своих матерей, жен, сестер не только многочисленные бытовые предметы. Они делали для своих детей и внуков игрушки. Именно игрушка отразила весь мир в представлении мастера. Игрушка всегда создавалась для детей, но в мире взрослых. Поэтому во многих деревянных игрушках слышны отголоски поклонения живым языческим богам, слышны созвучия с деревянным творчеством севера.

Игрушка своими руками: в доме помора всегда относились с особенной любовью к дочери. «Сколько ей, бедной, придется еще повидать и пережить в жизни…» Отцы старались всегда сделать какой-нибудь подарок своей доченьке. Среди таких дорогих и незатейливых на вид подарков была кукла-панка. В поморскую семью эта кукла пришла давно. Так давно, что никто уже и не помнит, откуда она пришла. У поморов, куклу называли панкой за ее богатый и яркий наряд. В основном кукла была плоской, ручки и ножки не вырезались от туловища. Особо умелые отцы делали куклу объемной, а красивой ее делали обычно старшие дочери или матери. Разукрашивали куклу-панку обычно химическим карандашом или реже красками. Одевали ее обычно в белую блузку с орнаментом или цветочками, в юбку, украшенную поморским орнаментом. На ней был «надет» еще сак - жакет чуть выше колен - или пятистенок - поморская женская теплая одежда в виде жакета чуть ниже колен. Кукла выходила нарядной, живой и практичной. Она хранилась в поморском доме долго. Порой она переходила от старшей дочери к младшей, от матери к дочери. В игрушках панках сохранились старинные представления об оберегах. «Паны» - это предки, которые живут в «другом» мире, и помогают тем, кто живет ещё в этом мире Панки имели столбоватые фигуры (как поленце), круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупая отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигания раскаленным гвоздем). Впрочем, в некоторых местах - на Кольском полуострове, в частности, - встречалась и плоская форма, если из предназначенного для куклы чурбанчика топором вытесывали дощечку. В этом случае на досочке чертили силуэт панки, а затем выпиливали его.


7432799287568992.html
7432842176865188.html
    PR.RU™