Аналитический пресс-релиз

Стремление СМИ выжить в эпоху бурного развития рыночных отношений в стране явилось причиной того, что на страницах газет и журналов, в теле- и радиопрограммах прочно обоснова­лась реклама, ставшая источником материального благополучия большинства изданий. Реклама присутствует в СМИ не только в форме чисто рекламных текстов. Она также облачается в одежду журналистских материалов. Это, в частности, привело к возник­новению активно заявившего о себе жанра «пресс-релиз». Пресс-релизом называется подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной лич­ности, например кандидата в депутаты. От них, собственно, и по­ступают такие пресс-релизы в СМИ. Полученный в редакции пресс-релиз не обязательно будет опубликован. Возможно, он станет про­сто одним из источников информации, которая будет использована редакцией для ориентации в деловом мире или в выборной кампа­нии. Из него также часть материала может быть изъята и опубликова­на в виде заметки, хроники, информационной корреспонденции.

Таким образом, пресс-релиз способен быть преобразован в ка­кой-то уже известный журналистский жанр. Однако журналист может поставить перед собой задачу сохранить рекламную суть пресс-релиза и, дополнив его необходимыми новыми сведения­ми, убрав лишнее, подготовить публикацию, обладающую свое­образными чертами. Эта публикация может быть и аналитической по своему характеру. Соединение аналитического и рекламного на­чал лежит в основе аналитического пресс-релиза.

Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреж­дений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ. Журналист, поста­вивший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед необходимостью проанализировать причинно-следственные взаи­мосвязи между возможным удовлетворением потребностей, кото­рые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, учреждений, отдельных личностей.

Причем цель аналитического пресс-релиза заключается не про­сто в том, чтобы показать, что данная организация или личность способны решить какие-то проблемы данной аудитории, но и до­казать это. Поэтому автор аналитического пресс-релиза обращает­ся к доказательному рассуждению, к использованию аргумента­ции, подтверждающей его утверждения.

Как правило, в пресс-релизе в качестве аргументов применя­ются примеры успешной деятельности данной фирмы, учрежде­ния, лица, их высокие профессиональные качества, моральные и иные положительные стороны. Авторы аналитических пресс-рели­зов также часто опираются в своих утверждениях на положитель­ные отзывы о деятельности рекламируемых компаний и лиц, на экспертные оценки, поддерживающие позицию авторов.

Таким образом, жанру аналитического пресс-релиза присущи два основных вида анализа — причинно-следственный и оценоч­ный. В ходе оценочного анализа устанавливаются высокие положи­тельные качества рекламируемой фирмы или отдельных лиц, а в ходе причинно-следственного анализа демонстрируется то, что именно с помощью этой фирмы, этих лиц будут решены те конк­ретные задачи, которые стоят перед данной аудиторией СМИ.



Из публикации «Москвичи могут жить лучше» (Новая газета. № 44. 1999) Сергей Кириенко, канди­дат на пост мэра Москвы, на­чал свою предвыборную кам­панию с презентации програм­мы социально-экономического развития Москвы. Свое выс­тупление на пресс-конферен­ции в Московском избира­тельном штабе вице-премьер начал с попытки развеять ил­люзии по поводу мифа о мос­ковском экономическом чуде: негативные социально-эконо­мические последствия, порож­даемые необходимостью пога­шения задолженности и сокра­щения расходов на социально-культурную сферу, станут явственно заметны уже в мае-июне 2000 года. Отме­чу, что общий долг правитель­ства Москвы уже превысил три миллиона долларов. Кириенко сделал удивившее журналистов заявление: — В Москве нет необходи­мости ни уменьшать расходы, ни повышать доходную часть бюджета. Надо лишь прекра­тить разбазаривать огромные средства и воровать. Всего в московском бюд­жете нами изыскано дополни­тельно 2,5 млрд. долларов. Подобный экономический эф­фект достигается благодаря разумному использованию средств. — Повышение эффектив­ности инвестиционной поли­тики московского правитель­ства способно привести в бюд­жет около миллиарда долларов. — Сравнимые средства мо­гут дать увеличение собирае­мости налоговых поступлений (с начала этого года налого­вая недоимка выросла на 50%). — Доходы от управления госсобственностью, доходы от которых сейчас в Москве в десять раз меньше, чем в Санкт-Петербурге, при наве­дении элементарного порядка могут быть повышены более чем на 30%. Контроль за ис­пользованием валютных средств сохранит для города 28% валютных поступлений в. московский бюджет. Изысканные 2,5 млрд. дол­ларов должны быть привлече­ны на нужды города и моск­вичей. При этом часть суммы заложена нами в подготовлен­ную программу социально - экономического развития Мос­квы. Москвичи должны полу­чать от города больше. Командой Кириенко при ак­тивном участии кандидата на пост вице-мэра Вячеслава Глазычева запланировано: — Увеличение пособия на детей до 375 рублей вместо ны­нешних 58; повышение доплат не работающим пенсионерам и занятым на должностях млад­шего и хозяйственно-обслужи­вающего персонала до 770 руб­лей вместо нынешних 575; рост доплат одиноким матерям до 400 рублей вместо нынешних 116. Назначение оставшихся средств должно быть решено с помощью публичного обсуж­дения. — Главной проблемой су­ществующей ныне в Москве экономической системы, — считает Кириенко, — являет­ся отсутствие равных возмож­ностей у субъектов экономи­ческой деятельности. Эта сис­тема может представляться столичным чиновникам, по­скольку именно на них она и рассчитана. Но для москвичей подобная система является достаточно дорогим удоволь­ствием. Она делает жизнь до­роже, вынуждая нас оплачи­вать и неэффективность городского хозяйства, и непомерные аппетиты привыкшего к без­наказанности московского чи­новничества. В Москве в 2,5 раза дороже, чем по России, жилищные услуги; в 1,5-2 раза — основные продукты пи­тания; в 2 раза дороже сто­имость электроэнергии и теп­ла. Москвичи при реализации нашей программы не только получат дополнительные до­ходы, они станут меньше тра­тить. Прежде всего за счет уменьшения взяток, составля­ющих почти миллиард долла­ров в год, включаемых в ко­нечную стоимость товаров и услуг. Добиться этого можно, используя только экономичес­кие методы. Для этого необходимо все­го лишь обеспечить:
  • равенство всех субъектов экономической деятельности;
  • реальную безопасность хозяйственной и социальной жизни;
  • устранения всех посред­ников, стоящих между лица­ми, получающими бюджетные средства, и лицами, принима­ющими решения;
  • адресность социальной защиты;
  • конкурсность и откры­тость городских инвестицион­ных проектов.
Программа, разработанная для Москвы, основывается на реалиях экономической жиз­ни столицы, но не является ло­кальной, по мнению Кириенко, и описанные в ней методы могут быть с успехом исполь­зованы для решения проблем других регионов России. Данный материал, поскольку в нем излагается выступление кандидата в мэры на пресс-конференции, чем-то напоминает аналитический отчет. Однако аналитический отчет не ставит перед собой рекламно-пропагандистские цели, присущие представленной выше публикации. А для пресс-релиза такие цели выступают главными, независимо о того, на основе ка­ких публичных высказываний (иных источников информации) он подго­товлен.

Доминирующим в аналитических пресс-релизах является оце­ночный анализ, поскольку, получив представление о том, какими качествами обладает рекламируемый предмет, аудитория может довольно легко установить его пригодность в качестве средства (при­чины) удовлетворения своей актуальной потребности.

Характерная черта пресс-релиза, объединяющая его в известной мере с жанром письма, — это прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней действовать определенным образом.

Тем, кто хочет застраховать себя от сотрудничества с недобросовестными де­ловыми партнерами, концерн «Столица» предлагает заключить договор о предот­вращении неплатежей или непоставок товаров и после подписания документа выступает гарантом сделки.

Работа над аналитическим пресс-релизом требует от журнали­ста прежде всего внимания к достоверности предлагаемой ему фирмами, отдельными лицами информации о своих возможнос­тях. Поскольку недостоверная информация, если она будет опуб­ликована, способна нанести материальный и моральный урон ауди­тории данного СМИ.


Глава 4.

Данная глава посвящена анализу типов тек­стов (некоторые из них исследуются впервые), которые обычно относят к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требователь­ности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глуби­не авторского обобщения действительности. В силу этого освоение искусства выступле­ния в художественно-публицистических жан­рах считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского ма­стерства.

Очерк

Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публика­ций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя су­ществует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего извест­ную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчи­вать»*.

Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что пуб­ликации, которые А. М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомнения не вызывает.

Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В. Г. Короленко («В го­лодный год»), А. П. Чехова («Остров Сахалин»), Г. И. Успенского («Разорение»), Н. В. Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журна­листику, например А. М. Горький, М. Е. Кольцов, Б. Н. Полевой, К. М. Симонов, А. А. Бек, А. А. Аграновский, В. В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие.

Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его — он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хоро­ший очерк журналист сможет только в том случае, если он уве­ренно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле[1]. При подготовке очерка мало, на­пример, суметь найти подходящий предмет выступления, успеш­но собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответ­ствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана, действительно очерковой.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательс­кое (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображе­ния, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства долгое время служила исход­ным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (жур­нальный) очерк к художественным произведениям или же — к документально-журналистским.

Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуа­ция, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художе­ственный метод, позволяющий, так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого че­ловека, в том числе и героя очерка.

Несмотря на то что во многих случаях (например, в публика­циях широко известного в недалеком прошлом талантливого очер­киста — известинца Анатолия Аграновского) аналитическое, ис­следовательское начало в очерках является ведущим, все же пред­ставление об очерке в основном связано с существованием в нем «репортажного» начала (применением художественного метода). Не случайно, например, в немецкой журналистике (как уже гово­рилось выше в разделе, посвященном репортажу) очерковые ма­териалы называются «репортажами» («reportage»).

Конечно же, зная это, нельзя забывать о том, что «интенсив­ность» применения художественного метода в создании публика­ций очеркового плана в каждом конкретном случае может быть очень разной. Это, разумеется, сказывается и на уровне художе­ственности того или иного очерка. Один полюс очеркового спект­ра может быть (в этом плане) представлен текстами сугубо доку­ментальными, основанными на конкретных фактах. Противопо­ложный же — текстами, которые примыкают к собственно художественному творчеству (вспомним очерки классика отечественной публицистики Валентина Овечкина). Между этими по­люсами бытует огромное количество очерковых публикаций, со­единяющих в себе документально-фактологическое и художествен­ное начала в самых разных их «пропорциях».

Современному очерку чаще всего свойственна документаль­ная насыщенность, часто — в ущерб художественности. Это, оче­видно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические со­бытия, о которых сообщает очеркист, часто настолько драмати­чен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художе­ственной переработке исходной информации нередко становится излишней.

Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняшний день типа очерковой публикации.


7430453402617464.html
7430491703789632.html
    PR.RU™